использование фольклора в работе с детьми раннего возраста

Автор: Жиркина Наталья Петровна

Использование  фольклора в образовательной деятельности

 детей раннего возраста.

 

    Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнивать с утренней  зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить  всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

     Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям.  И передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего  и будущего.  И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы,  потешки,  небылички,  подговорки, басенки.

   Народная мудрость всегда поражала своей точностью и практичностью. И до сих пор лучше народных стихотворных форм для самых маленьких никто ничего не придумал – они такие искренние, поэтому понятны любому малышу! Сколько поколений выросло на колыбельных, потешках, присказках, пестушках… Простых и одновременно гениальных!

    Фольклор для  детей – разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его – он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.

          Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнениях, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

         Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

    Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский музыкальный фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .

        Малые фольклорные формы — хороший материал, на основе которого у ребенка рано вырабатывается понимание текста, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, накапливается опыт разных движений.. В потешках, песнях, прибаутках отражается суть раннего детства : видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному воспитанию именно средствами музыкального фольклора. Периодом для формирования основ эмоций и чувств являются первые 3 года жизни.

         Простота и доступность музыкальных, фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, непревышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют  первым успехам в развитии певческих интонаций.

         Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности:

       В программных занятиях с детьми в детском саду используется устный народный фольклор в разных видах деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятиям

Работая с малышами над музыкально — ритмическими  движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Калинка», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения в процессе организации музыкальных развлечений, организуя перед обедом проведение хороводных игр “Заинька”, “Петушок, золотой гребешок”, “Платочек”, “Бубен” и др.

 

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший», «Колпачек» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

            Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста.

      Интонация или знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций

            Развивая музыкально сенсорные способности детей, обращаемся к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки  и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начинают различать тембровую окраску. Например, звучание бубна — колокольчика, барабана – дудочки. Совершенствуется  динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).

           Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны ребенку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут <расцветить>, эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.

 

Умывая, можно сказать:

Чудо-ручеечки на розовые щечки,

Капельки водички на длинные реснички,

 

Водичка-водичка, умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,чтоб кусался зубок.

 

Купая малыша после прогулки ласково произносят:

 

Вода текучая, дитя растучее.

С гуся вода с Сашеньки худоба!

Вода книзу, а Сашенька кверху!

        Одевая ребенка на прогулку,  можно его развлечь следующими строчками:

Мы на пухлые ручонки  надеваем рубашонку.

Повторяй за мной слова: ручка – раз, ручка — два!

На твоей одежке: пуговки и кнопки, разные заклепки.           

 

На мою малышку наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова: ножка — раз, ножка — два!

Застегнем застежки, обуем ножки, Бегай по дорожке.

 

Вот они сапожки,

Этот — с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

 

    Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии малыша. Небольшой отдых в середине дня просто необходим, но как объяснить это разыгравшему малышу? Конечно же, с помощью стихотворения, которое можно тихо напевать на мотив колыбельной или просто напевать.

  

Уберем игрушки,

Приляжем на подушку,

Глазки-незабудки

Закроем на минутку.

Губки-землянички,

Пушистые реснички,

Щечки-лепесточки

У моего цветочка.   

 

    Следуя традициям, заведенным в детском саду – регулярно включаем колыбельные при укладывании детей на сон — “

       Ласковые слова, певучие звуки колыбельной не только усыпляют ребеночка, но и успокаивают, расслабляют. Ведь обычно действующие лица в них — воркующие гули (отсюда и выражение «приголубить» — «приласкать»), ласточки-касаточки, мурлыкающие котики. А в более старинных колыбельных упоминались некие живые существа – Сон, Дрема, Угомон, призванные усыпить, удремать, заворкотать… Повествовалось в колыбельных о тишине, покое. Ну как тут не уснуть!

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать!

 

       Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножение слухового опыта, развитие двигательной активности, развитие мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

 

 И везде воспитатель — помощник и опора музыкального руководителя.

 

         Реализация такого подхода к развитию музыкальных способностей средствами фольклора требует поддержки и со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях “Развитие слухового внимания средствами музыкального фольклора”, “Фольклор, как средство развития речи”,  другой различной  информацией способствовало зарождению у родителей интереса к данному вопросу.

           В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким,  каким он представляет перед взором малютки- без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание… ожидание добра; добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы  оберегают ребёнка, как бы говорят: ребёнок мал, но не примитивен; ребёнок  несмышлён, но не глуп; ребёнок беспомощен, но в нём сила роста; ребёнок для матери, но уже и не для неё, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.

               С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

 

×
×