Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы «Волшебное электричество»

Автор: Иванова Надежда Владимировна

 

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы

«Волшебное электричество»

Цель:

1.Установить причину возникновения статистического электричества.

 

Задачи:

1.Обобщать знания детей об электричестве.

2.Расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.

3.Познакомить детей с причиной проявления статистического электричества.

4.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

5.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

6.Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

7.Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

8.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

9.Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

10.Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель:        Знаем мы с детства

Слова очень мудрые

При встрече здороваться

Доброе утро!

                              Доброе утро, хороший мой друг!

                              Доброе утро всем людям вокруг!

                              Доброе утро небу и птицам!

                              Доброе утро улыбчивым лицам!

 

1.Пальчиковая игра

Воспитатель:        Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер.

 

Воспитатель:        Ребята, а вы знаете, что наши пальчики умеют говорить? А, я сейчас вас научу! Они нам подскажут тему нашего занятия.

 

Что за шум на кухне этой? (сгибание мизинцев)

Будем жарить мы котлеты. (сгибание безымянных пальцев)

Мясорубку мы возьмём, (вращение средних пальцев вокруг друг друга)

Быстро мясо провернём. (вращение указательных пальцев вокруг друг друга)

Миксером взбиваем дружно (вращение больших пальцев вокруг друг друга)

Всё, что нам для торта нужно, (соединение мизинцев)

Чтобы торт скорей испечь (соединение безымянных пальцев)

Включим мы электропечь. (соединение средних пальцев)

Электроприборы- это чудо! (движение указательными пальцами)

Жить без них нам было б худо (пожимаем плечами)

 

Воспитатель:        Вы догадались о теме нашего занятия? Правильно- электричество и всё, что с ним связано.

 

2.Беседа об электроприборах

Воспитатель:        Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают бельё, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвёртые сохраняют продукты и т. д. Электроприборы сберегают наше время и силу. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям.

 

Воспитатель:        Ребята, а почему их называют электроприборами? (ответы детей)

 

Воспитатель:        Потому что работают от электричества. Без электричества не сможет работать ни один электроприбор. Вот мы вставляем вилку в розетку и происходит чудо: электроприбор оживает. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться- вы узнаете, отгадав загадку:

 

Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетки?

Как на свет он появился?

И в розетке поселился? (электрический ток).

 

Воспитатель:        Так что же это такое?

 

Дети:                    Электрический ток.

 

Воспитатель:        Ребята, а вы знаете откуда берётся электрический ток? Сейчас вам объясню. Ещё в старые времена люди обратили внимание, что в грозу раскаты грома сопровождаются вспышками на небе. Ребята, как вы думаете в такую погоду безопасно гулять на улице? Конечно, ведь молния, не что иное, как разряд электрического тока. И если этот разряд попадёт в человека, то человек может погибнуть. Поэтому во время грозы, нужно укрыться в безопасном месте. Позже люди научились сами производить электрический ток.

 

Воспитатель:        Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие- премаленькие частицы- электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные гидроэлектростанции, затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

 

Воспитатель:        Да, в каждом доме есть электричество. А в нашей группе оно есть?

(ответы детей)

 

Воспитатель:        Дети, по каким предметам вы догадались, что в группе есть электричество?

 

Дети:                     Розетки, лампочки, выключатели.

 

Воспитатель:        Правильно, электричество есть сейчас в каждом доме, это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все наши электроприборы.

 

Воспитатель:        Ребята, а как вы думаете, раньше было электричество?

 

Дети:                    Нет.

 

Воспитатель:        Послушайте загадки:

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьёз.

Не перед кем он не гордится,

Кто пить захочет- убедится.

(электрочайник)

 

Для чего нужен этот прибор?

Эта прачка- автомат

Нам стирает всё в подряд.

(стиральная машина)

 

Наша тётушка игла

Строчку по полю вела.

Посадила в поле строчки-

Получила платье дочке.

(швейная машина)

 

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(пылесос)

 

В кухне шкаф высокий белый

Охладит продукты смело,

Сделает в два счёта льдинки

Это, дети…

(холодильник)

Что за чудо, что за ящик?

Сам певец и сам рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино.

(телевизор)

 

То назад, то вперёд

Ходит бродит пароход.

Остановишь- горе,

Продырявишь море.

(утюг)

 

Воспитатель:        Вот какие молодцы!

 

 

3.Дидактическая игра «Что есть, что было»

Воспитатель:        Давайте ребята на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было»

 

Воспитатель:        Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам и предметы, которыми пользовались до появления электричества.

Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, возьмите карточку с изображением предмета, которыми пользовались раньше, и найдите пару.

 

Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару: стиральная машина- корыто, пылесос- веник, электроплита- русская печь, электролампа- свеча, швейная машина- игла, миксер- венчик, чайник- самовар, магнитофон- гармонь, калькулятор- счёты, вентилятор- веер.

 

Воспитатель:        Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.

 

4.Физкультминутка «А часы идут, идут»

Тит-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны вправо, влево)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка (дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью. (приседания)

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга (вращение туловища вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой (вращение туловища влево)

А часы идут, идут (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются)

 

Воспитатель:        Ребята, электричество таит в себе опасность. А вы знаете правила о технике безопасности?

— Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара, поэтому выходя из дома, необходимо выключить телевизор, утюг….

— Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

— Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

— Нельзя прикасаться мокрыми руками к эл. приборам и проводам.

— Нельзя стоять под деревом во время грозы.

— Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.

 

5.Экспериментирование

Воспитатель:        А, есть электричество не опасное, тихое и незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить электричество. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.

 

Опыты

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. Дети пытаются, но у них ничего не получается.

 

Воспитатель:        Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположение детей). Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

 

Воспитатель:        А, когда ещё можно увидеть электричество в волосах? (когда расчёсываемся). Что тогда происходит с волосами? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны)

 

Воспитатель:        А, сейчас мы попробуем сделать другие предметы волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно)

Воспитатель:        Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам, и поднимите её. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись, как палочки стали электрическими? Их натёрли кусочками шерстяной ткани.

 

6.Вывод

Воспитатель:        Электричество живет не только в волосах, но и в одеже.

Ребята, вы молодцы! Сегодня мы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики. Сейчас закройте глаза. 1, 2, 3, 4, 5- вот мы в садике опять.

 

7.Подведение итога занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×