Инновационные формы подготовки детей к школе

Автор: Иванова Надежда Владимировна

                                      Инновационные формы подготовки детей к школе

                                                                                                                                             Н. В. Иванова, воспитатель

МДОУ «Д/с №157» (г. Магнитогорск)

 

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в ДОУ на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует когнитивный элемент, он старается узнать новое, старается самостоятельно что-то построить, слепить.

Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников ДОУ к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения, т. е. ребенок должен подготовиться и с психологической точки зрения, эмоционально-волевая сфера ребенка должна адаптироваться в новой среде (социальная адаптация), надо признать, что межличностные отношения с первых дней могут отрицательно повлиять на познавательную деятельность ребенка, если он не был к ним готов.

Впечатления «первого звонка» очень быстро проходят, когда ребенок начинает понимать, что не каждый день в школе –праздник, что надо сидеть по 45 минут на уроках, заниматься, готовиться. При чем все взрослые твердят ему что он уже вырос и пошел в школу, а в школе ребенок осознает, что он самое первое звено в цепи, что над ним очень много классов — именно отсюда начинаются стрессы и капризы. Поэтому, обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия учителей и родителей.

Инновационные и эффективные формы сотрудничества с родителями

Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка. Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются:

групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры. Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде, т. е. то, что приобретали, надо интерпретировать сообразно своих индивидуальностей (родителя). Инновационные формы предполагают как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выводы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). При этом надо учитывать, что не все родители имеют педагогические и психологические навыки по работе с детьми. Метод проигрывания ситуаций поможет родителям реально посмотреть на себя со стороны, оценить адекватно и объективно оценить все трудности при поступлении в школьное обучение. Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в детском саду, в котором с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность наблюдать степень знаний и умений своих детей. Потом они обсуждают волнующие их проблемы на специально организованным мероприятиям (формам) — групповые семинары, круглый стол, диспуты по формированию готовности родителей к поступлению ребенка в школу.

 

На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого и суметь правильно ориентироваться на потребности и формирование необходимых компетентностей родителей. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Таким образом, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. При подготовке детей к школе необходимо учитывать и мотивацию дошкольника.

 

Формы и методы работы педагога ДОУ

Работа воспитателя дошкольного учреждения по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности

Для решения этих задач использую различные формы и методы работы:

 

экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При — этом важно показать детям образ «хорошего ученика » и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удастся. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

— внимательно ли он слушает взрослого;

— выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

— старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

— задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

— признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.



Заключение

Таким образом, задача современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка, что требует системного подхода. Одно из оптимальных решений — дошкольные учреждения, современные детские центры образования и развития, направленные на то, чтобы облегчить и ускорить процессы образования и воспитания, сделать их более разнообразными, увлекательными и эффективными.

×
×