Автор: Петрова Кристина Сергеевна
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования
«Планета детства «Лада»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель:
Петрова К.С.
музыкальный руководитель высшей категории
г.о. Тольятти
детский сад №115 «Салют»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Петрова К.С.
музыкальный руководитель высшей категории
Сегодня я вас познакомлю с технологией мультимедийных презентаций, с помощью которых мы решаем задачи музыкального развития наших ребят. С помощью средств ИКТ дети приобщаются к различным видам музыкальной деятельности, у них активизируется процесс формирования музыкальных способностей, развивается умственная и эмоциональная сфера, воспитывается музыкальный вкус и кругозор.
Организация образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения улучшает качества образовательного процесса, и помогает решить определенные задачи:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
• развить интегративные качества дошкольника.
Образовательная деятельность по образовательной области «Музыка» с использованием ИКТ базируется на следующих обще-дидактических принципах обучения:
• принцип сознательности и активности;
• принцип связи обучения с практикой;
• принцип системности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип наглядности;
• принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
• принцип полноты и целостности.
Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук) в педагогической деятельности музыкального руководителя:
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3.Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Оформлять документацию.
5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
7. Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.
Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду:
— слушания музыки,
— пения,
— музыкально-ритмических движений,
-музыкально-дидактических игр.
Технические средства включаются во все виды музыкальной деятельности.
В разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации, в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной программы.
Мультимедиа- презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. А зачастую, презентации являются обрамлением действия сцен спектакля или праздника, что вы можете постоянно наблюдать.
Мультимедийные презентации разработаны нами с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Мультимедийные пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому в этом виде деятельности используются электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Мною созданы игры — презентации по развитию певческих навыков: чувства ритма, музыкального слуха, ладового чувства и тембровой окраски звука. Это: музыкально-дидактические игры «Весело — грустно», «Угадай мультфильм», «Угадай инструмент», песенка-игра «У оленя дом большой». Результатом работы по развитию певческих навыков с применение ИКТ является устойчивая положительная динамика развития детей на начало и конец учебного года.
При выполнении музыкально- ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.
Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка»
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанники из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным и открывает новые возможности музыкального образования.