«Графика и её возможности в преподавании изобразительного искусства»

Автор: Сальникова Светлана Игоревна

«Графика и её возможности в преподавании изобразительного искусства»

 

Педагог дополнительного образования,

Сальникова Светлана Игоревна

 

 

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов. Для того чтобы сформировать в ребенке художественно-изобразительные умения и навыки, прежде всего, необходимо дать ему возможность изучать основной вид изобразительного искусства — графику. Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.), ее возможности изображения и образного истолкования мира практически неограниченны. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в лаконизме, емкости образов и строгом отборе графических средств, делающих ее доступной для любого возраста учащихся.

 

Курс графики, как в изобразительном искусстве, так и в системе художественного образования имеет свою специфику и занимает важнейшую позицию в мире искусства. В большинстве случаев в средних учебных заведениях художественного типа графика рассматривается как вспомогательная дисциплина для других видов художественного творчества. Композиции, как правило, выполняются в живописи. Это обстоятельство не может не сказаться на графической культуре начинающего художника. То же самое характерно и для начальной художественной подготовки. Отсутствие специальности «Графика» в средних образовательных учреждениях также влияет не лучшим образом на знания, умения и навыки учащихся в области графического искусства. Поэтому формирование графической культуры в системе профессиональной подготовки будущего художника имеет огромное значение

 

На занятиях по рисунку в студии изобразительного искусства обучающийся должен не просто так провести линию, он должен контролировать свою руку, регулировать силу нажима ручки или фломастера. Это напряжение. Когда штрихуют карандашом, качаются мышцы так же как в фитнесе. При этом работает другая группа мышц, чем при рисовании кисточкой. 

Очень важно помочь ребенку увидеть, почувствовать красоту и разнообразие линий, ведь они могут быть не только прямыми, но волнистыми, петлеобразными. На первый взгляд, рисунки из точек, штрихов и линий довольно невзрачные, особенно по сравнению с работами, выполненными красками. Однако с течением времени рука ребенка будет становиться более твердой и уверенной, а линии – четкими и аккуратными. Также обучающиеся смогут составлять замысловатые узоры из таких, казалось бы, простых элементов. 

Графика дополняет и углубляет умения начинающего художника по сравнению с рисованием красками. Также она помогает ребенку развивать координацию рук и обеспечивает глазной контроль над движением руки при работе с разными инструментами. 

 

Выполняя предлагаемые учителем графические упражнения, зарисовки с натуры, по памяти и представлению, учащиеся учатся выделять существенные признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в объекте, развивают мелкую моторику руки, бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Графические навыки и умение реалистично изображать предметы и явления окружающего мира пригодятся в дальнейшей учебе и трудовой деятельности. Развитое визуальное мышление обеспечит подростку успешность освоения других учебных предметов. Возможность самостоятельного выбора варианта изображения и художественных средств стимулирует творческую мысль, память, воображение и наблюдательность, развивает фантазию, формирует художественное мышление ученика. Задача учителя — развить у своих воспитанников способность видеть и рассматривать форму объекта с различных точек, уметь передавать ее на изобразительной плоскости, выработать чувство пространства, научить творчески подходить к изображению окружающих предметов, явлений и событий. Рисуя, школьник глубже познает окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, развивает зрительную память и образное мышление, учится видеть и понимать гармонию и красоту.

×
×